(812) 931.72.78
(8-800) 700.45.90

Вопросы - ответы

 

Вопрос: 
Подлежат ли включению у Сервисного центра в налогооблагаемую базу по НДС суммы, полученные от Общества в оплату работ (услуг) по гарантийному обслуживанию техники? Облагаются ли обороты по реализации указанных услуг налогом на добавленную стоимость?
Ответ: 

В соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока) (п. 2. ст. 470 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок.

Следовательно, обязанность безвозмездно устранять недостатки переданного товара возникает именно у продавца товара. При этом нормы ГК РФ не ограничивают продавца в праве привлекать к безвозмездному устранению недостатков товара третьих лиц.

В рассматриваемой ситуации Общество, принимая на себя обязательство осуществлять гарантийное обслуживание проданной техники, на договорной основе привлекает к работе третьи лица – сервисные центры. В данном случае сервисный центр не вступает в договорные отношения с покупателем техники, а выполняет работы (оказывает услуги) именно для Общества.

Таким образом, услуги по ремонту и техническому обслуживанию товара в период гарантийного срока эксплуатации оказывает покупателю именно Общество своими силами, а также силами третьих лиц.
На наш взгляд, на реализацию работ (услуг), выполняемых (оказываемых) сервисными центрами не распространяется пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ. Сервисные центры по договору с Обществом реализуют работы (услуги) непосредственно Обществу как заказчику, а не покупателю тракторной техники, и реализуемые Обществу работы (услуги) не носят характера гарантийного обслуживания, так как никаких гарантий по качеству тракторной техники сервисный центр Обществу не предоставлял, как и покупателю тракторной техники.

Кроме того, одним из условий применения пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ является безвозмездный характер оказываемой услуги по ремонту и техническому обслуживанию проданных товаров в период гарантийного срока.
В рассматриваемой ситуации сервисный центр получает плату за выполненные работы (оказанные услуги) от Общества, то есть реализует работы (услуги) возмездно, и, следовательно, не вправе исключать полученные денежные средства из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

Тот факт, что работы (услуги) оплачивает не покупатель техники, а другое лицо, в данном случае значения не имеет, так как пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ не определяет источник взимания дополнительной платы.
Следовательно, учитывая изложенное выше, суммы, полученные сервисным центром от Общества, в полном объеме включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Во избежание споров с сервисным центром, на наш взгляд, целесообразно исключить из трехсторонних договоров указание на гарантийное обслуживание техники.