(812) 931.72.78
(8-800) 700.45.90

Статьи

 

Юридическая консультация: какие законодательные требования предъявляются к оформлению ценника и этикетки для продажи розничных товаров?

На основании анализа действующего законодательства, а именно Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» и Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», а также иных актов было установлено следующее:

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Ценник товара должен содержать:

  • наименование товара, артикул;
  • сорт товара (при наличии);
  • цену за вес или единицу товара в рублях;
  • подпись материально ответственного лица, печать организации -  продавца, дату оформления ценника (на обороте).

Продавец вправе (но не обязан) указать на ценнике также необходимую дополнительную информацию, предусмотренную законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (ст. 8, 9, 10). Например, информацию об изготовителе, сроке годности товара и сведения об основных потребительских свойствах товаров, назначении. 

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары. Информация на ценник наносится при помощи штемпельной краски (печати), чернил или пасты без исправлений и зачеркиваний. Отсутствуют конкретные указания о размере шрифта и его параметрах, однако в любом случае информация должна легко читаться.

Закон ничего не говорит о порядке расположения ценников, однако, если ценник будет смещен (закрыт другим ценником или поставлен ближе к другому товару), вам могут предъявить претензию в предоставлении покупателю неполной или недостоверной информации.

Этикетка товара должна содержать:

  • наименование товара, артикул (для изделий из меха также вид меха и цвет его окраски);
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы);
  • место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя, адрес организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
  • срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • каждый образец ткани также должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха;
  • если товар подлежит сертификации, этикетка должна содержать полную информацию о проведенной сертификации, включая номер сертификата, дату выдачи и срок действия, наименование органа, который его выдал;
  • информацию об имеющихся в товаре недостатках (при их наличии).

Общие требования к оформлению этикеток и ценников:

Информация о продавце, товаре и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации, и иностранном языке.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви.

Текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает:

  • распаковку, рассортировку и осмотр товара;
  • проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе;
  • при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.

Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам, ростам и выставлены в торговом зале. Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.

В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, артикул, сорт (при наличии), вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.

Дополнительная информация:

Помимо информации, указываемой на этикетках и ценниках, продавец обязан предоставлять исчерпывающую информацию о своей продукции также в прилагаемой к товарам технической документации, при помощи маркировки или другого способа, который является характерным для определенного товара. К такой информации относятся:

  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  • информацию о правилах продажи товаров и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (размещается на стенде информации);
  • фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (размещается на вывеске или стенде информации);
  • иная информация в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, производитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.